Рига (14.07.2009) «Семь навыков» — 1

Диск 121, л. 1

Аннотация:

Нам нужно поменять свою природу или натуру. Мы будем говорить, что это значит, каким образом ее менять, как она меняется, какие процессы это сопровождает.

***

            Мне хотелось начать с того, что речь в этой книге и речь в ведической культуре идет о трансформации человека. Если заглянуть в толковый словарь, то сейчас процесс передачи знания определяется как процесс передачи информации. Люди совершили одну существенную подмену. Они подменили настоящее знание, которое подразумевает взгляд на мир и на природу человека, просто информацией – некоей суммой поверхностных знаний, хранящихся в нашем уме. Но реальное обучение человека должно приводить к переменам. Первая часть моего сегодняшнего рассказа будет посвящена доказательству этого тезиса. Каким образом мы не можем реально решить своих проблем, не поменяв самих себя? И эта книга – набор очень эффективных инструментов. Здесь написано «мощный инструмент развития личности». Это факт. Набор очень эффективных инструментов, помогающих человеку поменять себя или помогающих развить разум. Те, кто был из вас на моих лекциях в декабре этого года, может быть помнят о том, что я говорил, что такое, с точки зрения ведической культуры, разум и каким образом можно развивать разум.

            Разум – это внутренний элемент, который помогает человеку трансформироваться.

Если переводить на язык ведической культуры материал этой книги, то эта книга описывает методы развития разума. Если вы будете применять эти методы, описанные здесь, то я гарантирую, что ваш разум или способность к трансформации увеличится.

            Пару лет тому назад я был в Лондоне и когда я ездил по городу, меня поразили большие щиты с социальной рекламой. Реклама звучала таким образом: «Люди жадные и слабые и ты ничем не отличаешься от них». Смысл этого слогана очень существенный. В нем вся суть современной культуры. Человеку хотят внушить, что меняться не нужно, что человек должен оставаться таким, каким он есть, и пытаться удовлетворять свои низменные инстинкты, а именно жадность и слабость, потому что именно это нужно для того, чтобы функционировала современная система экономики.

            Ведическая культура ставила принципиально иную задачу. Она ставила перед самой задачу: поменять человека и сделать его сильным, потому что слабый человек не может быть счастливым. Жадный человек не может быть счастливым. Ведическая культура в отличие от современной культуры помогала человеку реально поменяться. Слава Богу, и в нашей культуре есть люди, которые радеют или стараются помочь людям сделать это.

            Там же, в Лондоне, я был в Храме Свами Нарайаны. Это очень красивый индуистский храм. Всех входящих в этот храм встречает удивительная статуя. Эта статуя изображает человека, наполовину изваянного, с резцом в руках и с молотком, который продолжает сам себя ваять. Смысл этой аллегории – суть ведической культуры, что мы сами – скульптор и мы сами – резерв наших руках. Мы сами способны поменять себя. Настоящая культура объясняет человеку, каким образом пользоваться этим резцом, данным нам Творцом. Творец, сотворивший человека, дал нам разум. И разум является тем самым инструментом, с помощью которого человек может сам себя поменять.

            Изначально ведическая культура основывалась на принципах дхармы. Дхарма – значит религия. Дхарма – значит долг. Дхарма – это очень широкое слово. В Махабхарате дается очень интересное определение дхармы. Дхарма – это то, что наделяет человека устойчивостью. Дхарма – это сумма законов, следуя которым, человек может обрести устойчивость. В физическом смысле жизнь человека будет устойчивой. Что  является основной нашей проблемой в физическом смысле? То, что наше тело разваливается у нас на глазах. В моральном смысле жизнь человека будет устойчивой, в этическом смысле она будет устойчивой и главное, что она, в конце концов, будет устойчивой в духовном смысле. И, наоборот, если человек не следует фундаментальным законам природы, то неизбежным результатом этого является неустойчивость, то, что все трясет. Доказательством этого является кризис, который мы все с вами переживаем. Восемь глав правительств самых больших государств собрались и говорят: «Не знаем, когда кризис кончится и кончится вообще или не кончится». Потому что вся система шаткая, неустойчивая и у нее нет фундамента. Все искусственное. Все – большой мыльный пузырь. И сейчас этот мыльный пузырь лопнул и все чешут затылки и думают, что теперь делать.

            Но, если мы базируем свою жизнь на каких-то простых законах, но очень важных и существенных, то тогда бонус, который мы получаем – это стабильность, устойчивость, ясность, отчетливость.

Я думаю, что очень важно сделать эти предварительные замечания, потому что внутри у нас есть большое сопротивление к изменениям. Проблема заключается в том, что какая-то часть нашего существа хочет меняться, другая часть нашего существа  очень сильно сопротивляется изменениям.

Мне хотелось бы сказать два слова об основании ведической культуры, потому что это непосредственно будет иметь отношение к нашей теме. Речь будет идти об абсолютных универсальных законах и, собственно, дхарма – это и есть универсальные законы. Поэтому она и называется дхармой. Дхарма – это то, на что можно опереться в своей жизни. Ведическая культура основывалась на том, что перед человеком ставилось четыре цели: дхарма или долг, религиозность, моральность, вторая цель — артха или деньги, третья цель — кама или удовольствия,  четвертая цель – мокша или освобождение.

Это четыре цели, которые ставит перед собой человек. Когда одной из этих целей в нашей жизни нет, то жизнь будет неполная или жизнь будет ущербная. К сожалению, современное общество ограничило спектр приложения своих усилий двумя целями – деньги и удовольствия.  Освобождение мало кого интересует. Духовное освобождение или освобождение от страданий, или религиозность мало кого интересует. В результате мы получили то, что мы получили – нестабильную цивилизацию. В ведической цивилизации говорили, что дхарма – это фундамент всего, это фундаментальные законы. Если они существуют и соблюдаются, то деньги приходят. Ни то, что деньги не нужны. Деньги нужны всем, даже мне, как ни прискорбно. Это сила, энергия. Удовольствия  нам нужно испытывать какие-то, но они все являются результатом следования дхарме.

В основном, самую очевидную цель, которую ставит перед собой человек – это удовольствия. Есть слоган или девиз, которому следовали люди в ведической культуре. Он был такой: «Старайтесь получать удовольствия таким образом, чтобы не растрачивались ваши деньги», потому что иногда люди слишком усердствуют в получении удовольствий. «Старайтесь зарабатывать деньги так, чтобы не страдала ваша карма или ваши обязанности. Старайтесь следовать всему этому так, чтобы, в конце концов, вы знали, что будет с вами после окончания этой жизни, чтобы к вам пришла  большая степень духовной свободы».

Когда все эти четыре цели существуют в нашей жизни, то жизнь человека становится сбалансированной и счастливой. И, наоборот, когда я сосредотачиваюсь только на этих вещах, то я  могу получить, даже достигнув до какой-то степени этих целей, но цена за это все  дорогая. Цена – это нестабильность, деградация, разложение и  утрата высшего смысла жизни.

Есть очень существенные причины, почему человек законы нарушает. Махабхарата — одно из величайших произведений человеческой культуры кончается любопытным утверждением. Автор Махабхараты Вьясадев говорит: «Преисполнившись сострадания, подняв руки вверх высоко, я кричу изо всех сил: «Всего можно получить, если следовать дхарме. Деньги, удовольствия, все, что нужно, придет. И меня никто не слышит». Это его печальное заключение и он говорит там же, в этих заключительных стихах Махабхараты, что есть три причины, по которым люди нарушают фундаментальные законы,  по которым они сами созданы. Эти три причины – жадность, страсть к наслаждениям или к удовольствиям и страх. Это три внутренних врага, которые мешают нам жить сбалансированной и счастливой жизнью. Жадность – это когда мы хотим взять что-то и взять поскорее. Страх – мы думаем, если будем следовать каким-то законам, непонятно, получим мы что-то или не получим. Страсть к удовольствиям – это непосредственный результат. Эти те силы внутри, которые мешают нам меняться. Цель любой настоящей культуры – поменять человека к лучшему. Но внутри есть инерция. Эта инерция сводится к этим трем принципам. Жадность – я хочу больше, чем мне нужно. Страсть – когда я боюсь, что мне чего-то не хватит и хочется поскорее все получить, это нетерпение также. Страх – что я чего-то лишусь. Это введение, чтобы мы ясно понимали, что нам мешает. Если у нас этого понимания не будет, то мы не сможем по-настоящему поменяться, потому что эти силы будут мешать нам действовать.

И еще одна важная вещь, которую мне хотелось сказать. Вечные фундаментальные законы, по которым мы созданы, по которым создан этот мир, это простые законы. Они действуют всюду. Они действуют в материальном мире и они действуют в духовном мире. Если человек их соблюдает, он получает и материальные, и духовные результаты. Иногда люди пытаются отделять одно от другого. И создается некое ущербное представление о духовной жизни, что духовный человек обязательно должен от всего отказываться. Нет. Если человек следует этим законам, то достигнет успеха и тут, и там, потому что это универсальные законы, по которым весь мир построен. Они действуют всюду. Но, если человек нарушает, а страх, страсть и нетерпение и жадность заставляют нас эти законы нарушать, к чему это приводит? Это приводит к тому, что мы получаем плоды. Мы думаем, что материальные законы отличаются от духовных законов. Мы думаем, что для того, чтобы достичь успеха здесь, не нужно жадничать, не нужно обманывать, не нужно ловчить, а мне нужно как-то сходить по головам других людей. Мне нужно соперничать с другими. Это то, к чему нас ведут эти три врага: жадность, страсть к удовольствиям, страх, нетерпение поскорее получить плоды. И до поры до времени все это работает. Иногда люди противопоставляют законы материальной жизни и законы духовной жизни. Суть в том, что плоды, которые я получаю в результате нарушения высших законов, они могут прийти ко мне, но они будут иллюзорными. У меня будет ощущение, что мне что-то пришло, но это все исчезнет. Как в «Мастере и Маргарите» у Булгакова есть очень хорошая сцена о том, как Воланд так же со сцены показывал сеанс черной магии и там в какой-то момент сыпались десятирублевки. Люди схватили эти десятирублевки и побежали что-то покупать. А десятирублевки превращались в этикетки от пива и еще от чего-то. Точно так же происходит с человеком, который гонится или пытается достичь материальных плодов, которые нам нужны, но пытается это делать с нарушением законов. Он чего-то достигает, но он не может по-настоящему получить счастье, потому что это иллюзорный плод. На самом деле, он оказывается с грудой ненужных бумажек и разрушает свою жизнь.

Мне хотелось эти предварительные замечания сделать, чтобы настроить нас на серьезный лад. Давайте с вами подумаем над этими духовными универсальными законами. Посмотрим, что они собой представляют и что я могу сделать, чтобы им следовать, потому что плоды, которые они принесут, будут вечными. Они принесут мне плоды здесь и сейчас, в этой жизни. Они принесут мне плоды в более отдаленном будущем. Пусть не сразу, но эти плоды, безусловно, будут.

Эта книга  о том, как достичь материального успеха, следуя духовным законам. Но при этом попутно тут говорится, что небольшие бонусы, которые вы получаете, помимо материального успеха, является личное духовное счастье. Неплохая сделка, да? Я хотел зачитать цитату, чтобы доказать. Это определение счастья, которое дает Стивен Кови: «Счастье, хотя бы частично, можно определить, как результат желания и способности жертвовать тем, к чему мы стремимся сейчас, во имя того, что мы хотим получить в конечном счете».

Иначе говоря, счастье – это ощущение и состояние, которое приходит к нам, когда мы ставим перед собой высокую цель и, ради этой высокой цели, мы готовы какими-то непосредственными, доступными вещами пожертвовать. Люди, как говорится, жадные и слабые. Что заставляет их  делать жадность и слабость? Что-то лежит, что-то очевидно, путь к нему очевиден, возьми. Как ребенок: что он видит, сразу трогает. Но это счастье не приносит. Счастье – это когда я поставил перед собой высокую цель и последовательно иду к этой высокой цели, знаю, что мне делать для того, чтобы ее достичь и, ради достижения этой цели, я готов пренебречь какими-то очевидными вещами. Это так же один из законов ведических писаний. Ведические писания говорят, что есть высшее благо и есть приятные вещи. Иногда приятным нужно пожертвовать для того, чтобы достичь высшего блага. И не нужно бояться. Эта жертва – это небольшое испытание нашей силы. Если у нас есть сила разума, то мы поймем, что эта жертва, в конце концов, ничто.

Мне хотелось с этого утверждения начать наши рассуждения. Есть разница между хорошим или благотворным и приятным. К сожалению, люди часто путают это. Приятное всегда оборачивается своей противоположностью, когда в ущерб высшему благу мы уходим от этого.

Автор этой книги объясняет, что если я хочу решить проблемы, то есть два способа. Первое – это изменить весь мир. Это когда меня что-то не устраивает, когда меня люди не устраивают, когда обстоятельства меня не устраивают, и я пытаюсь изменить вне себя. И, как это не парадоксально, большая часть людей идет именно по этому пути. Они думают – у меня есть проблема и надо менять то, что меня не устраивает. Естественно, результат этого очень сложный, потому что мир поменять сложно, других людей поменять сложно. В результате этого люди пытаются прибегать к различным манипулятивным методам. Эти попытки изменить что-то вне себя приводят к манипуляции, особенно, если речь идет о людях. Они думают, чтобы мне решить проблему, которая у меня возникла с другими людьми, мне нужно научиться, мне нужно узнать психологию, мне нужно тренинги какие-то изучить. Марина Таргакова, с которой я дружу, очень замечательный человек и замечательный психолог, рассказала потрясающую историю. Ее клиентка стала жаловаться. Она прошла какой-то психологический тренинг и вернулась домой. Ее дочка-подросток ей сказала: «Мама, знаешь, что я больше всего ненавижу? Это, когда ты приходишь после психологических тренингов, потому что в этот момент ты меняешься и что-то начинаешь делать, я тебе раскрываюсь, а потом оказывается, что ты такая, какая и была». Это, к сожалению, результат большего количества методов решения проблем, которые нам сейчас предлагаются. Нам предлагается, чтобы решить какие-то свои проблемы, мы должны поменять нечто поверхностное. Очень часто это приводит к какой-то хитрости, к внутреннему лицемерию.

Это не способ решения проблем. Все эти методы не работают. И психологические тренинги тоже не работают. Не все, но большинство, если они не ставят перед собой другую задачу.

            Есть другой способ решить проблемы – это изменить себя. Кови говорит об этом в самом начале. Есть множество различных книг, различных пособий, которые помогают человеку изменить свою этику, свое поведение, приспособиться. Он говорит, что это не работает. Единственный результат всего этого – внутренняя пустота, опустошение, автоматизм, утрата своей собственной личности.

            Но есть метод, который работает – это решимость поменять самого себя, решимость по-настоящему сделать фундаментальные изменения внутри и он называет это этикой характера. Это никакая не внешняя манипуляционная этика, а этика своей сущности. То, что предлагает он, и не только он, но и ведические писания, другие священные писания, это очень мощный инструмент для изменения себя. Нам нужно поменять свою природу или натуру. Мы будем говорить, что это значит, каким образом ее менять, как она меняется, какие процессы это сопровождает, то есть сам материал в высшей степени интересный.

            В той же Махабхарате есть интересная история про Прахладу и Индру. Индра- это великий могущественный царь, правитель планетных систем. Какой-то простой человек с Земли стал более могущественный, чем он. У царей всегда есть эта паранойя, что если кто-то станет более могущественным, чем он, то его свергнет. И он стал пытаться понять секрет силы и могущества этого царя Прахлады. В поисках этого секрета он пошел к нему и стал ему служить. Когда Прахлада стал доволен им и спросил, что ему нужно, тот ему сказал: «Отдай мне свой характер, свою природу, свою этику. Я наблюдал за тобой. Я видел, как ты себя ведешь. Я понял, в чем секрет твоей силы. Секрет твоей силы в том, что ты можешь вести себя. У тебя есть цельность и это дало тебе силы и власть. Отдай мне это». Это аллегорическая история. Из  тела Прахлады вышло белое существо и объявило, что оно его безупречное поведение и оно переходит к нему. Вслед за этим там была серия таких явлений. После того, как первым изошло его поведение, из него изошла праведность. Потом ушла правда или истина. Потом ушло благочестие. Потом ушло процветание. В этой цепочке показано, как правильное поведение, в основе которого лежит наша природа, приводит к тому, как человек становится праведным, за ним становится правда или истина, благочестие и, в конце концов, процветание. Все то, что нам нужно. Но все это зиждется на одной непростой вещи – на нашей природе, на нашей натуре и ее, мы все знаем, поменять очень сложно.

            Здесь начинается очень важный материал, как эту натуру, эту природу поменять. На самом деле, это не так сложно, как нам кажется. Наша природа обладает некой устойчивостью. Это понятно. Если бы нам поменять нашу природу было очень легко, то тогда бы был хаос. Должна быть некая стабильность в самом основании. Природу или натуру менять сложно до какой-то степени. Но есть очень существенный механизм, с помощью которого можно натуру поменять. Хотите узнать, что это за механизм?

            В основе нашей натуры, нашей природы, нашего поведения, наших установок лежит очень тонкая вещь. Эту тонкую вещь можно поменять, потому что она тонкая. Ее сложно поменять, потому что, как правило, мы не отдаем себе отчета в этом. Кови в своей книге называет это сменой парадигмы. Парадигма – это научное слово, которое означает систему взглядов, систему ценностей. Это тот самый секрет, который очень глубоко в нашей сущности скрыт и который определяет некую стабильность нашей натуры. Именно из-за того, что эта вещь не меняется, попытки поменять что-то внешнее тоже оканчиваются неудачей. Это что-то вроде, как в сказке про Кощея Бессмертного, как его жизнь была скрыта  в яйце, яйцо —  в ларце, ларец — на дубу, дуб сторожат. Точно так же у нас. Глубоко внутри есть система, которая составляет, в высшей степени, важную вещь для нас. Докопаться до нее трудно. Но, с другой стороны, реальные перемены возможны только тогда, когда я до них докопаюсь, когда я отдам себе отчет в своих парадигмах, в системе ценностей и буду менять это. Все остальное поменяется легко, автоматически.

Каким образом поменять эти парадигмы и каким образом прийти к этому изменению?

Давайте с вами подумаем над этим и найдем ответ.

            Я опять немного выйду за пределы того, что написано в этой книге. Я дам вам три очень могущественных способа перемены парадигмы или перемены своих взглядов и ценностей. Это не будет каким-то магически трюком. Не ожидайте от этого семинара или от этой книги чего-нибудь серьезного, дешевых магических трюков. Нет никаких магических трюков. Мы имеем дело с фундаментальными вещами, вопросами жизни и смерти человека. И нужно понимать, что простых рецептов не бывает. Но, тем не менее, есть алгоритмы, которые действуют, которые работают. Но чтобы применять их в жизни, нужно трудиться. Я не обещаю вам ничего легкого, но я обещаю вам очень счастливый путь перемен, если мы будем ясно понимать, какие законы лежат в основе того, что мы говорим.

            Кови в своей книге приводит очень любопытную вещь. Наверняка, многие из вас знакомы с этим трюком. Он говорит, что если людям показать сначала эту картинку, на которой изображена в профиль молодая симпатичная женщина, а потом показать другую картинку. Иначе говоря, это простой трюк. Есть картинка, которая комбинирована, и в ней сочетаются две картинки, но увижу я в этой картинке то, что я увидел предварительно. Если мне показать сначала картинку, где только одна картинка нарисована, я увижу эту картинку и здесь, в другой. Это хорошая иллюстрация того, что такое парадигма, лежащая в основе нашей природы.

            Парадигма, которая лежит в основе нашей природы – это некий предварительный опыт, который у нас есть. Точно также, если мы увидели эту картинку предварительно, мы определенным образом настроились. Мы будем видеть одно. Мы видим мир не таким, какой он есть. Часто мы не отдаем себе отчета в том, насколько наше видение этого мира искажено нашим предшествующим опытом.

            Первое положение: мы должны понимать, что наше видение мира целиком определяется нашим предыдущим опытом. Этот опыт накладывается на наше видение мира и этот опыт мешает нам увидеть мир объективно. Иногда мы видим других людей очень злыми. Я смотрю на мир сквозь призму своего опыта и сквозь призму своего ума. Эта ментальная призма определяет то, что я вижу. Эта ментальная призма, к сожалению, несовершенна. Она искажена.  Это я должен понять и признать. Я должен понять, что я не вижу мир объективно и мое видение искажено или извращено в результате моего предыдущего опыта. Поэтому, когда я говорю: «Я прав», это означает, что я не прав.

            Нам важно понять, что изменение нашей парадигмы, перемена нашей природы не начнется до тех пор, пока я не пойму, что я не прав, что мое видение мира несовершенно по определению. На него влияют какие-то факторы, которых я не знаю. В детстве на меня собака тявкала  и этот лай и этот испуг, который у меня отложился, искажает мое видение мира. Еще какие-то вещи. Собака – это самое маленькое, что со мной произошло.  Сколько с нами всяких событий произошло. Все они откладываются у нас тут. Когда люди кричат и ругаются друг с другом и  не могут понять друг друга, причина только в том, что каждый смотрит на мир сквозь собственную призму. Каждый по-своему прав. Можно сказать, что какая-то правота в этом есть, но перемены не начнутся до тех пор, пока я не пойму, что мое видение мира искажено, несовершенно и начинать нужно именно с этого. Иначе говоря, мы видим мир таким, каковы мы сами.

            Я вижу мир, каков я. Я вижу везде отражение самого себя. Я на мир накладываю проекцию своего собственного сознания. Чтобы по-настоящему поменять свое видение мира, я должен понять, что мое видение мира субъективно и я могу ошибаться. Этот постулат большинству людей очень сложно поменять. Например, в бытовой ситуации муж с женой. Один – прав и другая – права. Они не могут жить под одной крышей, потому что они оба правы и у них разная правота. Из-за этого возникают ссоры.

            Первым шагом к изменению является одно простое качество – способность признать то, что мое понимание может быть не самым совершенным. Это качество во всех духовных системах называется смирением. Любые перемены начинаются с этого. Любые перемены в жизни человека начинаются с осознания того, что может быть я не прав. Я совершил какую-то ошибку. Раскаяние, боль, дурные последствия, которые ко мне приходят, делают нас смиренными, заставляют человека сомневаться в своей собственной правоте. В этом смысл смирения. Может быть все не так, как мне кажется. Обычно мы застыли в своих взглядах, но проблема, которая сваливается на нас, это очень хороший стимул для того, чтобы нам начать меняться. И перемены начинаются с этого. Это первая вещь – сомнения в своей вечной неизменной правоте. Это сомнение помогает человеку по-настоящему меняться и стать хорошим человеком. В Ведах говорится, что смирение – это результат правильного знания, правильного воспитания. Смирение – не  значит низкая самооценка. Иногда люди в современной культуре неправильно понимают это. Смирение – это результат настоящего знания, это открытость к переменам, открытость к новому знанию, открытость ко всему новому. Без этого никаких перемен не будет.

            Хотел вам рассказать историю своей собственной жизни, каким образом у меня в какой-то ситуации поменялась парадигма. Это будет иллюстрацией ко второму моменту. Всего есть три момента, которые помогают нам поменять парадигму и помогают нам докопаться внутри до своих взглядов и что-то с ними сделать. Первое – это обычно какое-то потрясение и сомнение в собственной правоте.

            Второе – тоже очень важная вещь. Давайте с вами подумаем, что еще помогает нам поменять свой взгляд на мир. Автор этой книги тоже приводит шокирующий пример, связанный с ним, когда он смотрел на какого-то человека, едущего в метро. Этот человек не обращал внимание на детей, которые были с ним. Дети бегали по всему вагону и мешали другим. Он внутри его осуждал и критиковал. Наконец, он не выдержал и сделал ему замечание. Человек посмотрел на него отсутствующим взглядом и сказал: «Простите меня, пожалуйста. Я наверное действительно что-то неправильно делаю. У меня два часа тому назад умерла жена. А это ее дети. Я сейчас не знаю, что мне делать и как мне быть». Кови говорит, что в этот момент в его глазах картина полностью поменялась. Мгновение назад он видел этого человека, как безответственного и полностью пренебрегающего своими обязанностями, а здесь он понял что-то совсем другое. Он увидел в нем другую личность, не ту личность, которую он видел до этого. Картина совсем другая стала. Переключение произошло практически мгновенно.

            У меня в жизни тоже было такое. Я предлагаю вам тоже подумать над этим, когда у вас коренным образом менялось видение мира и даже не мира, а какого-то отдельного человека, когда вдруг что-то узнавали про этого человека. Как мы смотрим обычно на людей? Давайте подумаем над этим. Обычно, когда мы смотрим на другого человека, у нас нет этой схемы. Эта схема строится в соответствии с нашими собственными недостатками. Мы видим в другом человеке свои собственные недостатки, свои собственные изьяны, приписываем ему и довольны. У нас есть внутри карикатура от этого человека, которая у нас получилась. Самое удивительное и самое несправедливое – это то, чтобы мы потом на основании этой искаженной карикатуры, начинаем строить с ним отношения. И неудивительно, что наши отношения очень часто так неудачно складываются.

            Со мной работал один человек под моим началом. Он приехал из Советского Союза в Швецию. Я тогда жил в Швеции. Через две недели совместной работы я стал его ненавидеть, потому что он был ленивым. Он отлынивал от всего. Куда-то бегал все время. В довершении всего он уехал на какую-то помойку и притащил холодильник и еще какое-то барахло. Мое терпение лопнуло. Я вызвал его и сказал: «Все. Уезжай обратно. Негодяй! Видеть тебя не хочу!» Он сказал: «Никуда не поеду. Останусь тут» и нагло улыбается. Я думаю: «Надо же наглец какой! Мало того вести себя не умеет, еще нагло улыбается». Тут он плакать начал и сказал: «Вы знаете, я – гомосексуалист. Если я поеду назад, я вернусь к своим прошлым привычкам, к своим друзьям. Я сюда приехал, чтоб как-то от этого скрыться, чтоб поменять свою природу, чтобы изменится к лучшему. Если Вы меня сейчас ушлете, то все, конец моей жизни». Представьте, как я на него стал смотреть. Я увидел другого человека. Я увидел совсем другой мир. Я увидел личность со своими проблемами, со своими стремлениями к чему-то лучшему. Я увидел то, чего я раньше не видел и то, что мы часто в людях не видим и не замечаем – это устремление к высшему, к лучшему. Эта мгновенная перемена видения, которое в свое очередь повлекло за собой перемену моего отношения к нему, поменяло мою парадигму.

            Есть еще один способ поменять парадигму. Перемена нашей  парадигмы происходит при соприкосновении с другой точкой зрения. Я соприкасаюсь с другой точкой зрения, вижу ее и начинаю понимать. Он рассказал мне свою точку зрения, свое видение, которое было от меня скрыто. Этот способ очень важный – это слушание. Когда я слушаю другого человека с открытым сердцем, стараясь понять его точку зрения, стараясь проникнуть, не просто так, а вижу в нем личность и пытаюсь его услышать. Это мой способ поменяться. Очень могущественный способ поменяться. Когда я искренне задаю вопросы, я хочу понять. К сожалению, это труд, который мы себе не всегда даем делать, не всегда готовы на этот труд. Мы сразу же принимаем решение. Мы сразу же выносим свой приговор. Из-за этого совершаем ошибку.

            Слышать – значит встретиться с другим человеком, слушание и задавание вопросов. Это часто, на что у нас не хватает терпения или просто культуры, спросить у человека, узнать прежде, чем свой приговор ему вынести. Просто услышать другую точку зрения. Не бояться ее. Даже если эта точка зрения полностью расходиться со мной, послушайте, узнайте. Смирение подготавливает нас к этому, подготавливает к тому, чтобы услышать, но нужно слышать еще, нужно ее узнать.

            Есть третий момент, который так же позволяет человеку меняться. Эта вещь обычно приходит к нам в результате какой-то ошибки, какого-то раскаяния, какого-то внутреннего переворота, что-то с нами случается, кто-то умирает. Часто результатом этого является внутреннее смирение и открытость к переменам. Слушание может привести к мгновенной внутренней перемене видения. Когда я впервые прочел «Бхагават-гиту», я тогда учился в аспирантуре, был химиком, то меня поразила логичность этой книги. Там есть абсолютно другая система, абсолютно другое видение, полностью отличное от того, чему меня с детского сада учили, но, тем не менее, не менее логичное и не менее связное.  Меня, как громом поразило. Я ходил по улицам и иногда я пытался видеть мир старым взглядом. И вдруг другое. «Бхагават-гита» — это Песнь Бога, где Кришна объясняет совсем другое видение мира. Я вижу все закономерное, все связанное, все гармоничное. Есть высшие законы, которые всем этим управляют. Это была так же мгновенная смена парадигмы, которая произошла в результате слушания и в результате соприкосновения с другой точкой зрения. Но, к сожалению, это не все. Было бы хорошо, если б этим все заканчивалось. Речь идет о том, чтобы поменять что-то ценное внутри и хотя эти вещи помогают нам начать перемены, но для того, чтобы закрепить эти перемены, нужно еще одну вещь делать. Должно быть третье условие, которое помогает перемену закрепить. Практика. Я должен действовать в соответствии с этим. Действие с пониманием, которое мне пришло, будет неминуемо встречать сопротивление внутри, потому что я привык действовать по-другому. Иначе говоря, я должен начать действовать не так, как я хочу. Поменялась моя парадигма, но по привычке я еще буду действовать по-другому.

Следующий момент – я действую не так, как я хочу, а так, как нужно, исходя из нового видения. В простых случаях это может быть быстро, как у меня поменялось отношение к этому человеку. Мгновенно отношение мое поменялось, поведение мое поменялось. Мне не нужно было заставлять себя. Но в других случаях, особенно, когда речь идет о фундаментальных вещах, привычки продолжают появляться и действовать в нас. Это действие – служение. Я начинаю действовать, исходя из высших ценностей, несмотря на то, что какая-то низшая часть моей природы сопротивляется этому. В этом суть служения.

Эта формула, которая так же приведена в «Бхагават-гите», — это формула изменения,  тройственная формула изменения там, где описывается знание или глобальное изменение парадигмы, нашего видения мира. В стихе, который предшествует этому, Кришна объясняет: «Тад виддхи пранипатена парипрашнена севайа упадекшйанти те джнанам джнагинас таттва-даршинах» (4.34). Если ты хочешь, чтобы твое видение мира поменялось, эти три вещи должны быть: смирение, слушание или задавание вопросов и служение. Это то, что приводит к окончательному внутреннему революционному перевороту. Это три очень важных принципа, которые полностью меняют мое видение мира. Это то, что касается парадигмы.

В ведической культуре есть четвертая «С», четвертое слово на «С», которое все это вместе сводит. Это слово называется «садхана». Садхана – значит практика, предназначенная для достижения какой-то высокой цели и которая, в конечном счете, предназначена для внутреннего изменения человека. Садхана состоит из элементов. Это в высшей степени важное условие изменения, трансформации, роста. В «Йога-сутрах» Патанджали Муни, великий йог, который сформулировал философию йоги, также говорит о трех аспектах садханы. Садхана должна быть длительная. Не ожидайте быстрых перемен. Быстро только котята рождаются. Ничего хорошего быстро не происходит. В ведических писаниях говорится, что хороший плод долго зреет. Приводится в пример гранат. Ему нужно несколько месяцев, чтобы он созрел. Он долго-долго зреет, но он очень полезный в результате. Какое-то изменение в результате слушания может произойти, но потом нужна длительная практика – садхана, потому, чтобы действительно эти перемены закрепились.

Второй аспект садханы – непрерывность. Вся эта книга — очень могущественный призыв к постоянным изменениям. Сам автор говорит: «Я советую вам по-другому читать эту книгу. Не так, как обычные книги. Возвращайтесь и смотрите. Сверяйте с ней свою жизнь. Не просто пролистайте ее и положите на полку». Каждый день нужно к небольшим переменам стремиться.

Третий аспект садханы – сознательность. Сознательность – значит памятование о цели, зачем мне это нужно. Почему я так много времени в начале посвятил доказательству того, что это нас делает счастливыми, что другого способа нет? Мы должны поменять себя в лучшую сторону. Мы должны постоянно находиться в процессе этих перемен. Только в этом случае мы сможем по-настоящему развивать чувство собственного достоинства. Потому что тенденция будет заниматься духовной практикой механически. Нам хочется все переключить на автопилот. Поскорее выключить свое сознание. Все неудачи в практике случаются из-за того, что люди не исполняют этих условий. Либо они слишком нетерпеливы: быстро начинают и бросают. Либо они прерываются. Сегодня не делают, завтра не делают. Послезавтра опять делают. Потом опять не делают. Либо делают это механически. На самом деле, если правильно подходить к практике, без какого-либо напряжения, то это очень увлекательный процесс. Делать каждый день и постепенно результаты обязательно придут.

Сама книга называется «Семь навыков высокоэффективных людей». Кови дает в высшей степени интересное определение навыка. Чтобы понять, что такое навык, надо понять из чего он состоит. Я понял, что за тем, что он говорит, стоит очень глубокая философия. Мне сначала хотелось зачитать несколько цитат, касающихся навыков или привычек. Речь идет о том, что мы вырабатываем в себе другую природу или другие навыки на основании существенной перемены своего взгляда на мир.

Я несколько знаменитых цитат прочту, одна из которых в этой книге приводится.

«Посеешь мысль – пожнешь поступок, посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». Это закон кармы, только в другом изложении. Мысль – поступок – привычка – характер – судьба. И, обычно, когда мы говорим карма, мы имеем ввиду судьба, предопределенность. Но судьба или предопределенность начинается с мысли.

Марк Твен хорошо сказал: «Привычка есть привычка. Ее не выбросишь за окошко. Можно только вежливенько со ступеньки на ступеньку свести ее с лестницы». Это то, как нужно к привычке относиться. Если у нас есть какая-то привычка, ее сложно переделать.

Любопытную вещь Федор Михайлович Достоевский сказал по поводу привычек: «Вся вторая половина человеческой жизни составляется обыкновенно из одних только накопленных за первую половину привычек». Иначе говоря, вся человеческая жизнь делится на две части. В первую мы накапливаем привычки, а вторую живем по привычке.

Ромен Ролан сказал по этому поводу: «Привычка – это вторая натура и оказывается для большинства людей единственной натурой». Паскаль сказал: «Привычка подавляет натуру человека». Кант говорил: «Чем больше привычек, тем меньше свободы».

Но самое замечательное определение, которое мне больше всего нравится, принадлежит Пифагору: «Избери лучшее, а привычка сделает это приятным». Выбери сам самое лучшее из того, что ты понимаешь и ты научишься это делать. Когда привычка — это хорошее, лучшее станет твоей природой, это станет приятным. Вначале менять себя очень сложно. Но сам принцип действует – избери лучшее и привычка сделает это приятным.

Что же такое привычка или навык? Навык появляется у человека, если он знает ответ на три вопроса: Как? Что? Зачем? Зачем – это знание. Я должен знать, зачем мне это нужно. Я должен знать, как это сделать, то есть уметь. Знание, умение и желание. Я могу знать и хотеть, но не уметь. И тогда навыка не будет. Я могу уметь и знать, но не хотеть. И тогда навыка не будет. Чтобы поменять что-то, человек должен очень ясно знать ответы на три этих вопроса: как, зачем мне это нужно и что мне нужно делать и очень сильное желание захотеть этого.

Я стал думать над этим тремя вещами: знанием, желанием и умением и понял одну существенную вещь. В соответствии с Ведами природа души – вечность, знание и блаженство. Сат чит ананда. Это вечная природа души. Весь этот мир состоит из этих же принципов. Духовный мир состоит из этих же принципов. В соответствии с этим есть три энергии, которые определяют бытие.

Если мы посмотрим, мы поймем, что эти три вещи, то, к чему мы стремимся – это наше бытие, наша природа. Есть три энергии, которые на санскрите называются бала, что значит сила или умение, гьяна или знание, прийя или желание. Иначе говоря, что речь идет о полной трансформации нашей природы. Наша природа состоит из трех вещей. Когда речь идет о навыке, то мы не говорим о навыке, как таковом. Кови дает нам понимание того, какова должна быть наша природа и как эту природу соответственно духовным принципам можно сформировать. Поэтому не даром говорится, что привычка — вторая натура. Речь идет о том, что есть внутренняя природа или бытие. Речь идет о фундаментальной категории бытия. Мы можем целиком себя поменять, если у нас будут три этих вещи. Мы будем желать это сделать, знать, как это сделать и уметь это делать.

Эти семь навыков, которые составляют нашу природу – это очень интересное описание динамической природы человека. Эти семь навыков имеют свою внутреннюю структуру. Эти семь навыков – это формула человеческой зрелости. Вам когда-нибудь приходилось встречаться с людьми, которые своим поведением, своими реакциями на мир были незрелыми? Большой уже, а ведет себя, как ребенок, реагирует, как ребенок. Зрелость и эволюция – это очень важная человеческая ценность.

Эта формула зрелости имеет так же троичную природу. От зависимости и независимости, от независимости к взаимозависимости. Это то, каким образом человек развивается в своей эволюции. Это то, к чему мы должны стремиться. Эта схема важна, потому что она показывает путь, по которому мы должны идти.

Первый шаг человек начинает с зависимости. Мы зависим от других. Эту зависимость сам Кови называет «ты-парадигма». Зависимость выражается в каких-то словесных формулировках, когда я завишу от другого человека: «ты должен», «ты виноват», «ты обязан», «ты мне это сделал», «из-за тебя я страдаю». Слышали такие вещи? Это когда человек перекладывает ответственность на другого. И это формула зависимости.  Это первый незрелый этап человеческой жизни и часто люди остаются на этом этапе. Как маленький ребенок, он зависит от других людей. Когда мы все время обвиняем других людей, когда мы все время притворяемся, жертву из себя изображаем – это парадигма зависимости.

От зависимости человек должен перейти к независимости. Это «я-парадигма». Каким образом ее можно сформулировать? «Я должен», «я сам», «я могу», «я это сделаю», «я добьюсь», «я несу ответственность», «я могу выбирать». Там человек – жертва. Он жертва обстоятельств, жертва других людей, жертва своей кармы, жертва плохого воспитания. Тут я выбираю. На самом деле человек все может поменять, всю свою карму может поменять. Не важно, какой у него гороскоп. Это очень хорошая вещь. Но многие люди останавливаются на этом этапе. Это промежуточный этап человеческой зрелости. Человек, который останавливается тут, он не понимает очень существенной следующей вещи.

Какой высший этап человеческой зрелости? «Мы-парадигма». Каким образом ее можно сформулировать? «Мы вместе», «мы можем», «мы способны это сделать», «мы можем создать что-то значительное».

Я рассказывал здесь в прошлый раз о природе человеческого разума или буддхи. Природа человеческого разума имеет два очень важных аспекта. Зрелость человека – это зрелость разума. Это внутреннее развитие самого важного инструмента, который дан нам Богом. Есть два очень важных аспекта нашего разума, которые соответствуют этим двум уровням.

Первое – это творческий разум. Когда человек способен что-то сделать, то это проявляется в его творчестве. Для «ты-парадигма» — это неразвитый разум, когда разум слабый. Все эти игры в жертву, обвинения других – это следствие не совсем развитого разума, слабого разума. Когда разум становится сильным, то человек способен творить. Он способен что-то делать. Он осознает это. Ему приятно. Ему хочется реализовать себя в какой-то деятельности. Это творческий разум.

Но есть еще одна удивительная вещь. Самое высшее проявление человеческого разума – это способность сотворчества или способность к сотрудничеству. Когда мы ценим других, видим других. Когда мы радуемся тому, что они другие. Не боимся того, что они другие, что у них другие взгляды. Это высшее проявление. Это высшая ступень развития человека.

Если посмотреть на ведическую культуру, то ведическая культура ставила перед собой именно эту задачу – помочь человеку творить вместе, делать что-то удивительное вместе.

К сожалению, люди часто этих вещей не понимают. Не понимают и того, что даже на этом этапе останавливаться нельзя. Многие тут останавливаются. Но даже этот этап – это половинчатая вещь. Человек должен найти себя в этом обществе, в коллективе. Особенно на Западе. Западная культура в высшей степени индивидуалистическая. Она делает нас индивидуалистами, эгоистами. Люди лишаются этой возможности, этой радости.

Это высшее проявление сотворчества или сотрудничества называется любовью. Это высшая цель человеческой жизни. Если внимательно читать то, о чем здесь будет говорится, то мы разовьем в себе способность любить. Это вершина развития человеческой природы, когда человек полностью себя раскрывает. Только в любви, в самопожертвовании, в любовном сотрудничестве с другими, человек может быть по-настоящему счастлив.

Я назову эти семь привычек, о которых говорит Кови. Три первых привычки относятся к «от зависимости к независимости». Первая привычка – этот быть проактивным. Вторая привычка – начинайте с конца. Эта привычка видеть цель и ясно понимать прежде, чем я делаю, отчетливо ставить перед собой цель. Это навык миссии. Здесь же объясняется, каким образом найти внутри эту миссию, свое предназначение и понять. Это очень практическая вещь. Начинайте с конца, то есть поймите что вы, в конце концов, хотите сделать. Третья привычка – правильно расставлять приоритеты. Потому что мы много времени зря тратим, не понимая, что же важно в нашей жизни, а что же неважно. Расстрачиваем нашу жизнь на пустяки или ненужные вещи. Это все выражается в моей способности правильно распоряжаться временем. Время – единственное, что у меня есть. Это то, как человек зависимый становится независимым. Если я научился этим вещам в своей жизни, если я обрел эти навыки, то тогда я могу себя по-настоящему считать независимым. Это независимость — синоним моей добровольной зависимости от Бога.

Следующие три привычки – от «независимости к взаимозависимости». Четвертая привычка – это способность правильно вступать в отношения друг с другом так, чтобы никто не страдал. Это называется «ты побеждаешь – я побеждаю». Принципиальная позиция, когда я не пытаюсь другого опустить в этих отношениях, когда я стараюсь, чтоб и он выиграл, и я выиграл. Пятая привычка – старайтесь понять другого прежде, чем быть понятыми сами. Не пытайтесь сначала навязать то, чтобы вас поняли. Услышьте другого – вас поймут. Старайтесь понять. Это очень важный духовный закон, как я строю отношения с другими. Шестая привычка – способность ценить развитие в других людях, не бояться различий, а пользоваться этими различиями. Таким образом, независимый человек обретает радость взаимозависимости. Он учится строить свои отношения с другими. Он понимает, какие ошибки он делал.

Седьмая привычка – самая важная из всех. Это привычка к постоянному изменению и росту. Это привычка никогда не стоять на месте, не останавливаться, идти вперед. Это навык постоянного роста, динамического развития, который помогает все это свести воедино.

Это все реальные и очень интересные вещи. Это программа для внутренней работы над собой и Кови дает множество важных советов. Эти советы встречаются в других духовных традициях и других духовных практиках. Хотя он сам не говорит о своей духовной принадлежности, но очевидно, совершенно, что он – человек духовный, он –мормон и очень верующий человек. Он говорит, что есть три вещи, которые вы получите в результате работы над этим. Вы научитесь постоянно изменяться эволюционно, но при этом получите революционный результат. Эволюционное развитие – революционный результат. Результаты будут очень существенными, очень важными. Вы сами удивитесь, до какой степени может человек поменяться. Вы научитесь ценить себя и не смотреть и не думать, что о вас другие думают. У вас появится внутренняя уверенность в себе и способность жить, руководствуясь собственными ценностями. К сожалению, очень часто люди руководствуются мнением других. Они строят свою жизнь в соответствии с тем, как на это другие посмотрят и поэтому теряют себя. Это очень важная вещь. Ее невозможно переоценить. Человек научиться настолько ценить себя и настолько будет уверен в себе, что он будет жить в соответствии с внутренними ценностями. Он сам будет определять себя. Вы сможете восстановить и укрепить утраченные, нарушенные отношения, которые мы разрушили из-за каких-то своих ошибок.

Вопрос: Как преодолеть страх к переменам?

Ответ: У американцев есть типичный ответ на такого рода вопросы: «Если б я знал ответ на этот вопрос, я бы стал миллионером». Но я знаю. Страх к переменам. На самом деле, страх – это самая большая проблема. Если мы будем смотреть на все наши другие проблемы, то страх – это корень, из которого множество остальных проблем выходит. Все страхи, которые у нас есть, идут из страха смерти. Смерть – это самая ужасная вещь, потому что в момент смерти нам кажется, что мы лишаемся всего. Поэтому, чтобы избавиться от всех остальных страхов, нужно избавиться от страха смерти. Если мы избавимся от страха смерти, все остальные страхи уйдут сами по себе. Страх смерти возникает из-за того, что мы отождествили себя со своим смертным телом. Душа бессмертна и именно это несоответствие или внутреннее осознание, что я –есть  и как же меня не будет. Иначе говоря, чтобы избавиться от страха смерти, нужно понять, что тело еще не все, что есть душа, которая переживает эту смерть и которая остается при этом. Для этого есть множество различных практик, потому что мало просто сказать. Если я услышал это, то это хорошо. Некоторые люди могут, просто услышав это, почувствовать большой энтузиазм. У меня был случай, когда шла лекция и на лекции говорилось, что мы – это не тело. Две женщины сидели и одна к другой обратилась: «Ты слышала, какая приятная новость». В каком-то смысле, мы можем услышать это, но еще главное почувствовать это и есть техники. Есть разные формы медитации, различные способы, когда человек понимает глубоко, что я на самом деле не умираю. Но эта тема для отдельного большого семинара, как избавиться от страха смерти. Другого способа нет. От страха мы не избавимся, пока мы не избавимся от страха смерти. От страха смерти мы не избавимся, пока мы не избавимся от отождествления себя со смертным телом, не поймем, что я отличен от тела, что я могу существовать вне тела и не завишу от природы тела. Как это осознать? Это уже другой вопрос.

Вопрос: Почему мы убегаем от трудностей?

Ответ: Потому что мы ленивы. Люди убегают от трудностей только по одной причине, это позиция страуса: мы не понимаем, что трудности, которые на нашу долю выпадают, это возможность измениться. Но люди ленивы. И главное, что из-за непонимания, мы всегда стремимся достичь легких результатов. Легкие результаты – это плохие результаты. Легкие пути – это всегда неправильные пути. Легких путей искать нельзя, так как мы обманываем самих себя. Проблемы, которые у нас есть внутри, они эти трудности создают. Нужно поменять эти внутренние проблемы. Это нелегко. Есть сопротивление большое. Результаты, которые легко достаются, всегда очень временные и иллюзорные. Они не могут нам принести  чего-то существенного. Но человек так устроен. Ему лучше синица в руке, чем журавль в небе. В Ведах говорится, что если человек отложил вечное и погнался за временным, он не обретет ни вечное, ни временное. А люди выбирают все время этот путь. Они откладывают вечное, гонятся за временным, но в результате этого не обретают ни вечного, ни временного. Разумный человек понимает: «Мне нужно настоящее. Настоящее – это то, что всегда будет со мной». Но для этого нужно быть смелым человеком. Страх мешает. Жадность мешает. Страсть к удовольствиям мешает. Это большие проблемы. Другой ответ на первый вопрос, как избавиться от страха – для этого нужно общаться с людьми, у которых нет страха. Это хороший способ, до какой-то степени от своего страха избавиться. Это также ответ на ваш вопрос, каким образом избавиться от привычки гнаться за легкими результатами и избегать трудностей в своей жизни. Для этого надо общаться с людьми, которые не боятся трудностей.

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.